Автоматизация бизнес-процессов – один из самых эффективных методов их оптимизации. И хотя некоторые украинские компании уже поют дифирамбы RPA, на покупку решаются немногие (в отличие от остального мира). Основной вопрос в следующем: действительно ли RPA стоят вложенных в них денег? Традиционное взвешивание “за” и “против” поможет с ответом. Так что давайте разбираться вместе.

Преимущества RPA:

  • Повышение эффективности

Прелесть RPA и её же самоцель – облегчение выполнения рутинных и повторяющихся задач. Скорость робота намного превышает человеческую, так что и эффективность растёт в разы.

  • Инновации

Чего не может делать программный робот, так это креативить. Зато он даст возможность направить человеческие ресурсы туда, где они важнее и нужнее. Результат – новые (творческие!) решения и направления.

  • People’s factor

Никто не застрахован от человеческих ошибок. Даже самый осторожный работник может “накосячить”. Иногда эти ошибки могут оказаться невероятно дорогостоящими. Благодаря RPA можно снизить риск и повысить точность выполнения процесса.

  • Экономия

Да-да, это не опечатка. Автоматизация процессов требует предварительных инвестиций, однако общий рост эффективности и производительности, а также сокращение человеческих ошибок более чем оправдывают расходы.

  • Совместимость с существующими системами

Поскольку RPA имитирует человеческие действия, то технология взаимодействует с данными на уровне платформ и приложений. Проще говоря, в пользовательском интерфейсе робот действует так же, как и человек. В результате, бизнесу не нужно вносить изменения в существующие системы при внедрении RPA или останавливать текущий продакшн. Это также снижает стоимость на работу с разрозненными источниками данных.

  • Управление – уровень Бог

Во-первых, управление самими роботами. Централизованная платформа позволяет удалённо моделировать, контролировать, планировать и выполнять развёртывание программных роботов RPA. Аналитика чаще всего идёт в комплекте.
Во-вторых, управление процессами. RPA позволяет встраивать определённые требования в правила автоматизации для расширенного управления бизнес-операциями.

  • Работа с клиентами

RPA позволяет организациям улучшить качество предоставляемых услуг. Даже несмотря на то, что RPA чаще всего используется для автоматизации бэк-офиса.

Недостатки внедрения RPA:

  • Цена внедрения

Бюджетные ограничения являются одной из основных причин, по которым компании предпочитают не внедрять RPA.

  • Отсутствие технической экспертизы

Считается, что для автоматизации процессов нужно обладать значительными ноу-хау. На самом деле, внедрение RPA не требует специальных знаний и аппаратного обеспечения.

  • Замена или помощник

Роботы заменят людей – ещё один страх перед RPA, хотя его основная цель прямо противоположна. Для сотрудников это может быть жуткий стресс, но и они оценят. Укрепление культуры инноваций внутри компании поможет пережить процесс внедрения.

  • Выбор правильных процессов

RPA идеально подходит для повторяющихся, регламентированных задач, которые не требуют человеческого участия. Например, перенос данных или копирование-вставка. Однако, если процессы не стандартизированы и требуют частых вмешательств человека, то внедрение RPA вызывает кучу вопросов. Важно определить, какие именно процессы подходят для плавной автоматизации, чтобы она давала обещанный результат.

  • Установка реалистичных ожиданий

Это, возможно, одно из самых больших препятствий при внедрении новых технологий. Вместо того, чтобы рассматривать RPA как панацею от операционных проблем и нарушенных процессов, заказчикам необходимо понять и принять, что RPA может делать, а что – нет. Решения о покупке робота всегда индивидуальны в зависимости от точечной проблематики и конкретного функционала, который поможет решить именно эту “головную боль”.

И хотя минусы, описанные выше, могут казаться сложными и весомыми, надлежащее планирование позволит использовать все преимущества RPA. После первого запуска и преодоления всех сопротивлений очень часто заказчики готовы к покупке новых роботов, увеличивая масштабы автоматизации.

Если уже покупать робота, то сначала следует оценить процессы и рентабельность инвестиций. Проведите работу с сотрудниками, они должны быть готовы поддержать вашу идею. Подберите правильного партнёра по внедрению, который настроит робота и обучит вас работе с ним. И получайте свой профит – выгоду от конкурентных преимуществ.